Если рассматривать структурное содержание упаковки, то на ее поверхности помимо даты выпуска и срока годности можно обнаружить довольно большой перечень данных, а именно:

·         серийный номер;

·         штриховой код;

·         логотип;

·         данные о компонентах, входящих в состав продукта;

·         эмблемы сертификатов соответствия и т.д.

На сегодняшний день практически вся продукция проходит процедуру этикетирования, которая стала неотъемлемой часть стандартов качества, установленных соответствующими государственными ведомствами. Предприятия постоянно оптимизируют и развивают технологический процесс, благодаря чему c каждым годом производство товаров растет. Также происходит и стремительное расширение ассортимента продукции. Такой рост неизбежно приводит к эволюции методики идентификации того или иного товара. Правда, реалии таковы, что на сегодняшний день нет универсального метода, позволяющего маркировать любую продукцию.

Можно с уверенностью утверждать о том, что не бывает нерешаемых задач. Так, все же можно привести целый ряд критериев, позволяющий подобрать оборудование, которое максимально удовлетворяло бы по требованиям производителей различной продукции. На какие показатели в данном случае необходимо обращать пристальное внимание? В первую очередь – это:

·         тип этикетируемой продукции;

·         разновидность упаковки, а также используемые в ней материалы;

·         уровень качества этикетки (изготовление и читабельность размещенного текста).

Одним из важных показателей маркиратора является рейтинг компании производителя, легкость в техническом обслуживании, а также стоимость комплектующих. При маркировке потребительских, а также промышленных товаров используется единый подход к качеству маркировки. На предприятии эту обусловлено тем, что каждая единица продукции или же сборочная единица, должна оперативно идентифицироваться. В розничной торговле действует ряд, установленных государственными инстанциями правил, в которых записан целый комплекс строгих требований, предъявляемых к качеству маркировки продукции, в частности нанесения штрихового кода. Со стороны потребителей также уже сформировался ряд критериев в плане оценки маркировки, на которые они первым делом обращают внимание, прежде чем купить ту или иную продукцию. Недавно были проведены исследования, которые показали, что почти 20% всех покупателей, прежде чем приобрести товар обращает внимание на срок годности, указанный на упаковке.

У многих производителей продукции сложился довольно ложный стереотип, суть которого заключается в покупке дорогостоящего брендового маркиратора, так как данное устройство обладает высоким качеством и надежностью в работе. Довольно часто происходит так, что покупатель забывает о том, какие задачи должно выполнять такое устройство. В итоге, огромная сумма денежных средств может быть попросту потрачена нерационально, а в некоторых случаях и выброшена на ветер. Следует понимать, что при выборе маркиратора необходимо учитывать не только марку производителя, но и функции, которые будут возложены на сей девайс. Так, в качестве наглядного примера можно привести производственную линию шоколадных конфет, на которой совместно с оберточным оборудованием успешно функционирует специальный маркиратор. Благодаря такому тандему скорость производства конфет можно немного повысить. Рассмотрим на реальных цифрах. Стандартная продуктивность производственной линии составляет, например, 500 конфет в минуту. Если скорость фасовки продукции повысится хотя бы на 1%, то в таком случае за смену будет получено дополнительно 2400 единиц сладкого изделия, а это в свою очередь позитивные показатели, положительно отражающиеся на рентабельности предприятия.

Немаловажным параметром при выборе маркировочного оборудования являются и условия, в которых будет осуществляться производство товара. Так, высокая влажность в производственном помещении оказывает негативное влияние на качество и четкость информации, нанесенной на упаковку. В некоторых случаях такая этикетка может попросту стать непригодной для реализации на рынке. На предприятиях, специализирующихся на фасовке мелкозернистой продукции (круп, муки, сахара) использование каплеструйных принтеров существенно затруднено.

Качество маркировки также зависит и от человеческого фактора. Дело в том, что практически любые прессы холодного и горячего теснения, как правило, настраиваются вручную. Если на предприятии работает неопытный наладчик, то это может привести к тому, что изображение, наносимое маркиратором может получиться не четкое и с пропусками знаков и пустотами. Поэтому в данном случае упор необходимо делать на профессиональных сотрудников, а также автоматическое самонастраиваемое оборудование.

На выбор модели маркиратора огромное влияние оказывает и тип упаковки. Технических прогресс послужил толчковым механизмом для появления множества упаковочных материалов. На прилавках магазинов сейчас можно встретить продукцию, размещенную в стекло, пергамент, пленку, фольгу, пластик и т.д. Огромное количество фасовочного сырья повлекло за собой появление и новых способов маркировки товара. Для идентификации эластичной упаковки используются цифровые маркираторы, умеющие в автоматическом режиме обновлять время, менять код на штрихе, а также наносить текст разными шрифтами. Такое современное оборудование без особых проблем может встраивается в любую производственную линию. Однако существует и множество других факторов, влияющих на принятие решения при выборе того или иного оборудования для нанесения нормативной информации на упаковку (стоимость оборудования, уровень качества сервисного обслуживания, надежность поставщика и т.д.).

Далее рассмотрим наиболее востребованные варианты маркировки продукции. К таким относится:

·         каплеструйное нанесение надписей и изображений;

·         тиснение;

·         печать посредством лазера.

Среди наиболее часто используемого на предприятиях оборудования следует выделить такие устройства, как:

·         Механические прессы для тиснения.Данный тип машин не относится к цифровому оборудованию. В перечень функций такового пресса входит нанесения самой важной информации (дата и время и изготовления). Следовательно, такое оборудования не предназначено для оттиска всей необходимой информации на упаковке для создания логистической цепочки в цеху.

·         Роллер-кодер. При данном типе маркировки посредством термоплавких чернил наносится качественное и четкое изображение. Данный метод подходит для любого типа упаковочного материала. Примечательным здесь является то, что нанесенное изображение высыхает практически за считанные секунды. Размещается изображение благодаря использованию предварительно разогретой латунной гарнитуры.

·         Принтер термотрансферного типа.Данный тип маркираторов демонстрирует высочайшую четкость печати. Применяется такое оборудование для нанесения данных на эластичную упаковку. Процесс печати осуществляется фактически моментально. Такой принтер может создавать на фасовочном материале практически любое изображение. Расходным материалом в таком случае выступает риббон (термотрансферная лента). Основным недостатком такового приспособления является нерациональное расходование печатного носителя. Это легко устраняется путем внедрения более экономных режимов печати.

·         Маркираторы цифровые лазерные.Принцип действия данного этикетировочного устройствазаключается в применение лазерного луча, посредством которого на поверхность упаковочного материала наносится текст и необходимые изображения. Данный маркиратор является наиболее привлекательным в плане экономии на расходных материалах. Дело в том, что, благодаря применению лазера денежные затраты фактически сведены к нулю. Функционирует данный принтер довольно просто. Так, лазерный пучок может выжигать изображение или удалять красочное напыление, нанесенное на поверхность упаковочного материала. Скорость нанесения информации на обертку у таковых принтеров довольно высокая.

·         Лазерный принтер.Основной изюминкой таких машин является высокая разрешающая способность, позволяющая производить этикетирование с высоким уровнем детализации. Такие принтеры с экологической точки зрения абсолютно безопасны. Также они примечательны тем, что для их эксплуатирования не требуется покупать расходные материалы. Такие принтеры довольно компактны и легко встраиваются в производственную сеть, за счет чего имеют высокий рейтинг среди всего перечня, представленных на рынке маркираторов.

·         Каплеструйный маркиратор.Это универсальный маркиратор, в возможности которого входит как нанесение простейшей информации, так и полноценных изображений, штриховых кодов и знаков на поверхность упаковки, изготовленной из различного материала. На рынке представлены в широком ассортименте крупносимвольные и мелкосимольные каплеструйные маркираторы. Следует отметить, что на сегодняшний день – это один из наиболее востребованных и популярных методов нанесения информации на продуктовую упаковку.

Проанализируем последний метод более детально. Итак, каплеструйная технология реализуется двумя способами, а именно:

  1. Нанесение изображения посредством применения специальных термоплавких чернил, известных под названием "Тouch Dry". Данный метод используется на предприятиях, которые придерживаются высоких экологических стандартов, а также строгих правил в плане безопасности производства. Применяемые чернила не содержать токсичных добавок. Краситель поставляется в виде твердого немаркого порошка. Правда, область применения таких чернил существенно ограничена. Как правило, технология Тouch Dry используется для нанесения текстов и изображений на поверхность стекла.
  2. Использование маркировки посредством технологии, основанной на циркуляции. В данном случае в качестве красителя используются жидкие чернила, которые благодаря своему оригинальному составу могут наноситься максимально качественно на большинство видов упаковки. Из недостатков следует отметить наличие вредных веществ, которые загрязняют атмосферу, а также трудностей, связанных с периодической чисткой компонентов принтера от налета расходного материала.